Что такое cookie (куки) и как без них жить
Не очень часто, но все таки клиенты задают вопрос про cookie, в дальнейшем - куки. Что это? А почему они у всех разные? А откуда берутся? Для большинства клиентов эта информация не вызывает интереса, но есть и те кто хочет разобраться и понять что это такое. Несколько раз удачно получалось донести до клиента, поэтому решил зафиксировать. Кстати почему cookie решили назвать печеньем, не знаю, нужно глянуть.
Представьте, что вы посетили библиотеку. Библиотекарь в первую очередь попросит у вас читательский билет, если его нет, то он вам его заведет и каждый раз когда вы вновь вернетесь, будет его у вас спрашивать, а в нем видеть информацию, когда приходил, какие книги брал, что не вернул, что порвал, а так-же записывать то что взяли сегодня.
То же самое с сайтом. Вы заходите на сайт komarovblog.ru, сайт смотрит в ваш компьютер, если нет файла куки, он вам его выдаст и запишет туда информацию, прямо создаст файлик с данными на вашем компьютере. И каждый раз возвращаясь, вы будете показывать этот файл как читательский билет, какие страницы смотрели, что купили и т.д.
Такие куки называют First-party cookies и читать их может только тот сайт, который их записал, другие сайты их не смогут использовать. Как их можно использовать? Например вы заходили на сайт и 20 минут изучали один товар, но не купили и так несколько раз. В куках все это записано, когда вы зайдете в пятый раз, я предложу вам скидку 10%, возможно это поможет вам совершить покупку.
Теперь о том, что такое Third-party cookie. Я как владелец сайта установил код Яндекс Метрики или Google Analytics. Когда вы зашли на мой сайт, сначала мой сайт создал на вашем компьютере файл куки (First-party cookies), а затем и Метрика создала файл (Third-party cookie), и вот как раз этот файл Метрика сможет читать, даже если вы будете бродить и по другим сайтам. Это и есть та технология, благодаря которой работает ретаргетинг.
По разным данным (дата все время откладывается), большинство браузеров грозятся полностью отказаться от файлов Third-party cookie, и мы перестанем различать пользователей. Читательские билеты так сказать полностью отменят, и кто какую книгу должен, мы понять не сможем, будем бегать по читальному залу и у всех спрашивать кто какую книгу должен сдать. Понимаете аналогию? Ретаргетинг и исключение аудиторий будет невозможным. First-party cookies будут доступны только неделю, а следовательно по елде частично пойдет и сквозная аналитика.
Делается это якобы для защиты личных данных, но на мой взгляд это уже граничит с маразмом. И дело не том что станет сложнее работать, я смотрю даже с точки зрения пользователя, пускай мне показывают ту рекламу которая мне будет интересна, а не стреляют из пушки по воробьям.
Google утверждает что внедрит новую технологию, при которой личный номер (номер читательского билета не будет присваиваться пользователю, но пользователь будет помещаться в определенную аудиторию с схожими параметрами. Т.е смотрим в сторону таргетированной рекламы по интересам, но точечный ретаргетинг отныне будет недоступен. Посмотрим что будет, но пока активно используем воронки.